Россия, г. Тула,
ул. Мосина, д. 2
 
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

Нож на подставке "Ex Orienta Lux" ("Свет с Востока")
Тула, ООО "Оружейная фирма "Левша - Т", 2005

Автор проекта - М.С. Казаков; клинок - Е.Э. Асеев
Дамасская сталь, белый металл, нейзильбер, желтый металл, дерево (эбеновое, тонированный орех), бивень мамонта
Ковка, резьба, гравировка, инкрустация, чеканка, оброн
Длина ножа - 32.0 см; длина клинка - 18.0 см; ширина клинка у пяты - 3.2 см;
подставка: 23.5 X 6.0 X 7.0

Клинок дамасской стали, кованый, сложного абриса и сечения: с легким изгибом, округлыми подрезами у пяты со стороны лезвия и спинки, обухом в виде валика, комбинациями из четырех (двух узких центральных и двух широких фланкирующих) долов на каждой стороне, имитирующим накладку утолщением на боевом конце. У пяты обе стороны клинка декорированы инкрустированными в дамасскую сталь орнаментальными композициями, состоящими из стилизованных завитков растительного характера. В этом же стиле и технике декорировано утолщение клинка на боевом конце. На обухе клинка, около рукояти, в дамасскую сталь инкрустировано желтым металлом клеймо мастера-оружейника, члена Гильдии мастеров-оружейников А.В. Шуринова.

Черен рукояти из эбенового дерева, с легким наклоном в сторону лезвия, к завершению постепенно утолщающийся, с округлыми спинкой и брюшком, с вырезными уплощенными щечками. На спинке около нижней обоймицы резана широкая петля, "наложенная" на растительного характера завиток, около навершия стилизованный, растительного характера завиток инкрустирован в дерево желтым металлом. В той же технике исполнены завитки на щечках черена.

Навершие рукояти резано из бивня мамонта в виде головы каракала. На шее каракала резан ошейник, к которому подвешен выполненный из желтого металла колокольчик. По бокам навершия в бивень вставлены две декоративные балясинки из белого металла. Между череном и навершием проложена пластинка из белого металла, декорированная по краю резными изображениями листьев бамбука.

Нижняя обоймица рукояти выполнена из нейзильбера и декорирована сложной резной композицией орнаментального и изобразительного характера. На передних плавных профилях обоймицы резан орнамент из рельефных стилизованных листьев чертополоха на низком, набитом желтым металлом фоне. На боковых сторонах помещены рельефные изображения голов тигра и леопарда в обрамлении трав и листьев. На спинке обоймицы резана круглая площадка-щиток со сложной рельефной розеткой.

На брюшке обоймицы резана миндалевидная площадка-щиток с помещенной в ней рельефной монограммой G I под императорской короной.

Рукоять крепится на полосу всадным способом. На брюшке рукояти, у ее навершия, расположена выполненная из белого металла подпружиненная крышечка с защелкой, открывающая доступ к стяжному механизму. Пружина защелки из желтого металла.

Подставка ножа выполнена из тонированного ореха и представляет собой прямоугольную, резаную на проем (элементы орнаментов геометрического и растительного характера) площадку на профилированных, в сечении квадратных ножках. По краям площадки укреплены резные фигурные стойки для рукояти и клинка ножа. Ближе к стойке для рукояти на площадке укреплен четырьмя скобками круглый диск из нейзильбера с прорезным иероглифом.

Состояние сохранности ножа на подставке на момент проведения экспертизы хорошее. Видимых утрат и повреждений нет. На костяном навершии небольшая трещинка.

Представленный на экспертизу нож на подставке "Ex Orienta Lux" ("Свет с Востока") выполнен на известном тульском предприятии ООО "Оружейная фирма "Левша-Т". Работы фирмы "Левша-Т", в коллективе которой работает целый ряд ярких представителей тульской оружейной школы, отличаются продуманностью дизайна, высоким качеством исполнения и хорошо известны коллекционерам и ценителям современного художественного холодного оружия. Большинство этих работ выполнены в русле классического направления в современном оружейном искусстве, исповедующего тесную и неразрывную связь формы, конструкции и декора. Вместе с тем, не порывая с классической тульской традицией, дизайнеры и мастера фирмы разрабатывают и создают произведения оружейного искусства программного характера, с усложненной смысловой нагрузкой и необычными художественными решениями, ведут напряженный творческий поиск новых выразительных средств в оружейном искусстве. К такого рода произведениям относится и представленный на экспертизу нож на подставке.

Форма откованного из дамасской стали и вручную проработанного резцами и зубильцами, мощного и, вместе с тем, изящного клинка выстроена по образцам известных исторических индо-иранских булатных клинков. Утолщения на боевых концах таких клинков значительно усиливали их колющие свойства, играя, вместе с тем, и чисто художественную, формообразующую роль.

Резные долы клинка исключительно удачно "наложены" на естественный рисунок дамасской стали, как будто "разбегающийся" в стороны от оси. Инкрустированные желтым металлом завитки напоминают (не копируя, что было бы вряд ли уместно) - изысканные восточные орнаменты из вьющихся стеблей со стреловидными листьями. Поток несомой клинком энергии как будто выплескивается из зауженного скругления обоймицы рукояти. Декор рукояти сложен и целиком выстроен на восточных, причем разнохарактерных аллюзиях. Головы тигра и леопарда - хищников, воплощающих силу и мощь, - помещены в окружении листвы и ветвей, линии которых напоминают графику иероглифов.

Верхний диск обоймицы декорирован композицией, несущей символику гармонии и защиты. Инкрустированные в дерево на щечках рукояти завитки отсылают зрителя к китайскому искусству, а голва каракала - к реалиям охоты Средней и Центральной Азии. Каракал, хищная кошка, использовалась в этих регионах в качестве охотничьего зверя. Для того, чтобы уберечь домашних животных от когтей этого неутомимого охотника, на шею каракалу вешали колокольчик, звук которого предупреждал: опасность близка.

Иные, связанные с Китаем и Японией, ассоциации рождает прорезная подставка ножа. Прорезной декор ее включает элементы разных восточных культур, причем, если стойки для рукояти и клинка ножа своими характерными
изгибами и углами лишь напоминают иероглифическую графику, то прорезной знак на центральном, служащем настоящим композиционным центром подставки диске, является настоящим иероглифом, обозначающим солнце, свет и надежду.

В целом, таким образом, нож на подставке воспринимается как целостная композиция, включающая, хотя и разнохарактерные по своему происхождению, но, тем не менее, объединенные определенным кругом художественных идей элементы. Свет, энергия, надежда, сила - идут с Востока, из до сей поры загадочных и таинственных для европоцентричного мира культур Индии и Ирана, Китая и Японии. Таково, видимо, мнение авторов ножа - что ж, в наш век, век навязываемой миру Западом унылой стандартизации, мнение весьма популярное.

Художественная концепция ножа, однако, разработана в Туле. И, возможно, именно тульская составляющая в дизайне ножа стала той незримой осью, на которой авторам удалось - не отвлеченно, на уровне идей, а конкретно, на уровне формы и конструкции, - удержать все описанное выше разнообразие восточных элементов.

Тульский почерк проявляется в представленной на экспертизу работе очень отчетливо. Он виден в тщательности отделки и подгонки всех деталей ножа и подставки, проступает в постоянном желании связать декор и функцию (см., например, опору для большого пальца на спинке рукояти, выполненную в виде, казалось бы, чисто декоративного растительного завитка), просто бросается в глаза при разглядывании изображений звериных голов на обоймице рукояти. Даже тема легендарных "тульских секретов" не обойдена в общей художественной композиции: скрытый за подпружиненной дверцей на рукояти стяжной механизм - это что-то типично тульское...

Суммируя все вышесказанное, можно констатировать, что представленный на экспертизу нож на подставке "Ex Orienta Lux" ("Свет с Востока") в основе своего дизайна имеет выраженную художественную идею, выполнен на высоком профессиональном уровне, является подлинным образцом современного художественного холодного оружия и в силу этого относится к категории холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Зав. Сектором оружия и конского убранства
Государственного историко-культурного
музея-заповедника "Московский Кремль"
И.А. Комаров

Создание сайта - Компания “Диол”

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с
письменного разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт