Россия, г. Тула,
ул. Мосина, д. 2
 
История
 

Традиции ремесла и история создания фирмы ООО "Оружейная фирма "Левша-Т"

Тула - старейший оружейный центр - еще в XVI веке мир впервые услышал о тульском оружии. В Туле был создан военный гарнизон с центром в Кремле, и у местных кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия. Оружейники способствовали появлению многих местных промыслов: самоварному делу, каретному производству, даже знаменитое пряничное не обошлось без их участия - многие, будучи мастерами резьбы по дереву, создавали прекрасные доски для формовки пряников.

В 1595 году по царскому указу тридцать семей кузнецов поселили в Туле в специальной слободе за рекой Упой. В городе возникла Тульская ружейная казённая слобода. В январе 1714 года Петром I в Туле был пущен первый завод по выделке стрелкового оружия, и после победоносного завершения в 1721 году Северной войны начался период бурного расцвета искусства оружейников Тулы. Это было связано с окончанием войны, и появившейся возможностью мастеров развивать и совершенствовать традиции искусства по художественной отделке оружия.

В 1748 году на Тульском оружейном заводе был основан цех холодного оружия, где кроме обычных клинков для армии изготавливалось нарядное и изящное офицерское оружие, повседневные и парадные дворянские шпаги. "Златокузнецы", как называли раньше резчиков и граверов, постоянно создавали новые формы клинков и способы их отделки, изобретали всевозможные сочетания материалов, придумывали сюжеты.

Каждый век имел свои особенности в художественном оформлении оружия. Это достигалось благодаря творческому варьированию тульских мастеров.

Оформление и отделка оружия в XVIII веке отличаются особой пышностью и богатством. И хотя тульские мастера следовали в основном общеевропейским традициям и художественным стилям того времени - барокко, рококо, классицизма, ампира - они создавали свой неповторимый стиль художественной отделки изделий. По многочисленным признакам тульское оружие всегда можно отличить от любого другого. Для тульских мастеров был характерен постоянный поиск новых форм, новых сюжетов и сочетаний материалов, новых способов отделки. Наверное, поэтому так разнообразны и неповторимы их работы, так оригинален творческий путь нескольких поколений замечательных тульских умельцев.

Туляки, украшая ружья, ножи, и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, таушировка (насечка), всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба; чеканка (см. Производство).

Искусство тульских оружейников давно стало синонимом непревзойденного мастерства, блестящего сочетания оригинальности и надежной конструкции, высокого технического качества с красотой художественной отделки. Созданное тульскими мастерами боевое, охотничье, парадное и дарственное оружие представлено в самых известных музеях: в Эрмитаже; Оружейной палате московского Кремля; Историческом музее в Москве, музеях Лондона, Парижа, Вены, Дрездена, Праги и др., а также в частных коллекциях многих политиков и бизнесменов мира. Коллекция тульского оружия Государственной оружейной палаты насчитывает около 250 редчайших образцов, изготовленных по заказам петербургского двора.

Прошло время, сменилось много поколений Тульских оружейников, и мастерство художественной отделки оружия к началу XXI века стало совершенно уникальным, не имеющим аналогов в мире - элитным. Это произведение искусства, в котором и с технической точки зрения заключено все лучшее, что есть в вековых оружейных традициях - так называемое понятие оружия "высокого разбора". Признаки которого таковы:

  • конструкция, предусматривающая несколько элементов запирания блока стволов и ствольной коробки (у рядового ружья, как правило, один элемент), что существенно повышает "жесткость" собранного ружья, его точность при стрельбе, надежность и долговечность;
  • тщательность изготовления деталей и сборки;
  • специальные материалы, обеспечивающие повышенную живучесть механизмов;
  • обязательные эжекторы для автоматического извлечения стреляных гильз;
  • раздельное размещение спускового и ударных механизмов (ударные механизмы для каждого ствола отдельно монтируются на отдельных боковых досках - полные замки);
  • мягкость хода всего механизма (роль смазки зачастую выполняет золотое напыление на движущейся детали);
  • высококачественная древесина для приклада и цевья;
  • высокохудожественная отделка.

Интересным признаком ружей "высокого разбора" является отсутствие "антабок" (скоб для крепления ремня). Это связано с особенностями английской охоты - охотник сам не перезаряжал ружье (тогда оно было шомпольным и перезарядка требовала времени), это делал его слуга, который и носил ружье за охотником.

Основные характерные особенности оружия высокого класса относятся к разработкам середины-конца XIX века. Бурный ХХ век принес с собой новые требования как к военному, так и к охотничьему оружию. На первое место вышли надежность и дешевизна. Это постепенно достигалось массовым машинным производством. Изменились подходы охотников к оружию, благо выбрать было из чего. Ружья стали дешевле, доступнее, обладая при этом неплохими баллистическими качествами. Однажды найденный рисунок гравировки не менялся и тиражировался, потому что труд талантливого художника стоит очень дорого. И только последние десятилетия XX столетия вновь вернули интерес к штучному уникальному оружию - и за рубежом и в России появились истинные ценители элитного оружия, готовые платить хорошие деньги за эталонное качество, уникальное сочетание технических достижений и высокоювелирного искусства декора.

К сожалению, большинство наших охотничьих оружейных магазинов предлагают в основном рядовые охотничьи ружья отечественного производства, а из иностранных - газоотводные полуавтоматы и помповые ружья типа Remington или Browning. Эти ружья, конечно не плохи для самообороны и охоты, но к оружию "высокого разбора" их отнести нельзя.

В России ружья "высокого разбора" выпускаются только в Туле, и к ним относятся лишь несколько моделей Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивного охотничьего оружия марки МЦ 109 (с вертикальным расположением стволов) и МЦ 111 (с горизонтальным расположением стволов). О прототипе ружья МЦ 111 американский оружейный журнал "Америкэн райфлмен" писал: "…Ружье МЦ 11 Тульского производства - это превосходный образец оружейного мастерства, созданный лучшими оружейниками, которые еще имеются в мире в настоящее время!".

Изготавливая ружья, ножи, и украшая их, тульские мастера выработали свои неповторимые художественно-стилевые особенности по художественной отделке оружия, лучшие традиции которых в наши дни на должном уровне сохраняются и поддерживаются мастерами ООО "Оружейная фирма "Левша-Т", существующей с 30 июня 1994 года, как АОЗТ "Левша-Т", затем с 30 июня 1997 года как ЗАО "Левша-Т" и, наконец, с 30 ноября 1999 года в результате реорганизации путём преобразования, как Общество с ограниченной ответственностью "Оружейная фирма "Левша-Т".

ООО "Оружейная фирма "Левша-Т" на основании лицензии Российского агентства по обычным вооружениям № 35-9/13-33-00 от 24 января 2000 г. производит гражданское охотничье холодное клинковое оружие и художественную отделку гражданского охотничьего холодного клинкового и огнестрельного оружия.

Фирма еще очень молода по сравнению с многовековыми традициями ремесла, однако ей уже удалось собрать лучших мастеров города, поскольку управлением гарантируются благоприятные условия труда, здоровая атмосфера творчества в дружелюбно настроенном коллективе и достойная заработная плата.

Художественное оформление выполняется на моделях оружия МЦ-106, МЦ-109, МЦ-7, МЦ-110, МЦ-111, ТОЗ-34, ТОЗ-91, ТОЗ-87, ТОЗ-94 и т.д. производства филиала ФГУП КБП ЦКИБ СОО, ОАО "Тульский оружейный завод" и др., имеющих соответствующие сертификаты соответствия на изготавливаемые модели гражданского огнестрельного охотничьего оружия. Художественное оформление огнестрельного и холодного оружия и футляров выполняется традиционными Тульскими методами и способами оформления. Технологии украшения оружия, которые применялись известными мастерами 17-18 века дошли до нашего времени в неизменном состоянии. Редки и уникальны специальности гравера-оружейника и резчика-оружейника. В работе этих специалистов применяется только ручной труд. В зависимости от сложности художественного оформления и модели ружья подарочно-коллекционный оружейный набор с ружьем высшего разбора находится в работе от 1,5 месяцев до 1,5 лет.

С "Оружейной фирмой "Левша-Т" связан один из редких случаев успеха российских клинков на зарубежных международных ножевых выставках: "1999 г., Лугано, Швейцария. Гран-при за сочетание красоты и функциональности в ноже". Выставка была организована редакцией известного оружейного журнала "LAME d'autore" в Швейцарском городе Лугано, в ней участвовало 14 стран.


Создание сайта - Компания “Диол”

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с
письменного разрешения администрации. При использовании материалов
необходимо ставить ссылку на сайт